Майкл Аптед: 1941-2021 гг.

Майкл Аптед: 1941-2021 гг.

Майкл Аптед, английский кинорежиссер, умерший на прошлой неделе в возрасте 78 лет, считался подходящим для чего угодно. В большинстве случаев он был таким, и именно поэтому у него была такая долгая и разнообразная карьера, охватывающая все: от давно работающей серии документальных фильмов «Вверх» до биографических драм «Дочь шахтера» и «Гориллы в тумане», комедии «Континентальный водораздел» и «Критическое состояние», фантастическая сценическая экранизация «Нелл», картина о Джеймсе Бонде «И мира мало», триллеры «Крайние меры», «Мигание» и «Групповой экшен», и запись в фэнтези-франшизе «Хроники Нарнии: Путешествие Покорителя Зари».

У него была тяга к историям о женщинах, что редко встречается среди признанных критиками гетеросексуальных кинематографистов сегодня. «Дочь шахтера» получила Сисси Спейсек Оскар за лучшую женскую роль, «Гориллы в тумане» и «Нелл» были номинированы на Сигурни Уивер и Джоди Фостер, а также за многие другие его роли (в частности, юридическую драму «Групповой иск» и недооцененный «Блинк» с Мэдлин Стоу в главной роли по сценарию будущей жены Аптед Даной Стивенс). Его фильмография была обширна, как у голливудских мастеров старой школы, таких как Джордж Стивенс («Шейн», «Гигант») и Уильям Уайлер («Лучшие годы нашей жизни», «Наследница»). Но трудно себе представить, чтобы они переходили от художественной литературы к документальной так же плавно и регулярно, как это делал Эптед, не говоря уже о том, чтобы поддерживать связь с актуальными документальными ценностями на местах, даже когда они снимают голливудские блокбастеры.

Пересмотр работы Аптеджа ради этой признательности убедил не только в том, насколько он разносторонний, но и в том, насколько последовательным. Эта последовательность коренится в идее, что каждый фильм — документальный, хотя бы сам по себе. На Аптена всегда можно было положиться, чтобы передать степень физического и эмоционального реализма в проекте, независимо от того, о чем он был или в каком жанре он работал.

«Дочь шахтера», недавно вошедшая в реестр исторически и художественно значимых фильмов Библиотеки Конгресса, отражает жизнь кантри-певицы Лоретты Линн (Сисси Спейсек) с яркостью выпускаемых документальных фильмов о трудовой борьбе в сельской Америке. в 1970-х и 80-х годах (в частности, «Харлан Каунти, США» и «Американская мечта» Барбары Коппл). В панорамных кадрах персонажей, движущихся и говорящих на фоне туманных зеленых гор в Кентукки и Вирджинии, возникает потрясающее ощущение присутствия (где дом, где прошло детство Линн, точно воспроизведен на складе в Вирджинии), и освежающее отсутствие снисхождения к изображению. бедных сельских жителей Аппалачей.

В фильме «Гориллы в тумане» Уивер исполнила роль приматолога и активистки Дайан Фосси, убитой в Руанде. Большая часть фильма снималась в Руанде, где настоящих горилл помещали в один кадр с актерами, когда это возможно. Согласно статье New York Times о создании фильма, «… члены съемочной группы прошли пешком через грязевые оползни, густой подлесок, заросли бамбука и заросли дикой крапивы, чтобы найти и снять горилл, бродящих по потухшим вулканам, которые образуют один из самых эффектные бордюры. Из-за ограничений правительства Руанды на количество людей, которые могут посещать горилл одновременно, мисс Уивер сопровождала только съемочная группа из пяти человек ».

Смотрите также:  Джо Сатриани создает новую серию комиксов 'Crystal Planet'

Фильм наполнен моментами, стирающими грань между документальным фильмом и художественной литературой, не более захватывающей, чем сцена, где Уивер-как-Фосси бросается на неуклюжую серебрянную спину и поворачивается в «покорную» позу, которой ее научил следопыт. . Этот момент и другие моменты в фильме сняты с намерением запечатлеть происходящее, не беспокоясь о том, красиво ли это оформлено и льстит ли звезда. Вы не видите лица Уивер на широком плане, когда она отворачивается от серебристой спины, и не видите его на более раннем снимке доверчивого детеныша гориллы, взбирающегося на ее плечи, чтобы поиграть. «Мы должны были очень тщательно выбирать команду, — сказал Аптед.Раз. «Нам нужны были сильные люди. Нам не нужны были люди, предпочитающие студийную жизнь. Я не хотел, чтобы фильм был голливудским, сентиментальным, нереальным и мягким ».

Вы можете увидеть аналогичную философию в работе других функций Apted. Сцены в «Мигании», в которых изображен персонаж Стоу, когда-то слепой скрипач, живущий в одиночестве в переоборудованном промышленном здании и путешествующий по городу в одиночестве по ночам, запечатлели, как женщины должны быть внимательными к каждому движению и звуку, расшифровывая их для знаков мужчин на охоте. «Континентальный водораздел» отражает реалии газетного обозревателя 1980-х годов (Джон Белуши), а также натуралиста (исследователь белоголовых орлов Блэра Брауна), и придает равный визуальный вес бетонным каньонам Чикаго и древним каньонам в Скалистых горах. .

Само собой разумеется, что в большинстве этих фильмов есть сентиментальные, надуманные или откровенно глупые сюжеты. Ощущение укорененности Аптеда заставляет поверить в невероятное и вдохновляет актеров присоединиться к иллюзии. И даже в самых голливудских фильмах Эптед имеет второстепенную повестку дня, и вы можете сказать, что это, вероятно, причина, по которой он сказал «да» проекту. «Групповой иск» был продан как фильм о примирении отца и дочери и мощная демонстрация актерского мастерства, в которой Джин Хэкман в главной роли выступал в роли сторонника коллективного иска, который вступает в дело с влиятельными компаниями и учреждениями, а Мэри Элизабет Мастроантонио в роли его дочери-поверенного, которая перешла на с другой стороны. Есть ли предположения, дойдет ли до конца дочка? Однако поцарапайте поверхность, и вы найдете сюжет, который по сути является популистским пересказом истории автомобильной компании Ford, которая узнала, что в их автомобилях Pinto неисправны, иногда взрывоопасные топливные баки, и решила не платить за перепроектирование, потому что это было больше экономически выгодно поселиться с оставшимися в живых людьми, чьи близкие были искалечены или убиты.

«Крайние меры» — по мотивам одноименного романа сценариста Тони Гилроя, будущего сценариста и режиссера «Майкла Клейтона» — еще один фильм Apted, в котором голливудская упаковка используется для решения реальных проблем. В нем Хью Грант играет врача отделения неотложной помощи из Нью-Йорка, который обнаруживает, что бездомных используют в качестве субъектов экспериментального лечения позвоночника против их воли (Хэкман вернулся, чтобы сыграть хирурга с этическими проблемами). Сюжет включает в себя множество махинаций из стандартных триллеров и достигает пика, когда бесстрашный герой посещает подземный город бездомных (основанный в основном на апокрифических сказках о «кротолюдах»); но наряду с фильмом Терри Гиллиама 1991 года «Король-рыбак», «Крайние меры» были одним из немногих высокобюджетных голливудских фильмов, которые не только обращались к эпидемии бездомности в Америке, но и связывали ее с долгой историей использования маргинализованных людей в стране. людей как подопытных кроликов (см. также эксперимент Таскиги).

Смотрите также:  Фильм Тома Холланда «Вишня» получил высший комплимент от коллеги по фильму MCU Роберта Дауни-младшего.

Умение Аптеда приспособить свою чувствительность к любому проекту не всегда хорошо ему служило. Творческие проблемы, казалось, росли вместе с бюджетами. В его продолжении «Нарнии» конвейер кажется нехарактерным для него. То же, что и «Мира мало», который на короткое время грозит стать самым интересным из всех фильмов Пирса Броснана Бонда, возможно, трагической любовной историей (и единственной с женой-злодейкой, Электрой Ренар Софи Марсо), а затем сам сходит с рельсов. с одной из самых невесомых глупостей по эту сторону «Бриллианты — это Foreer» и «Взгляд на убийство».

Но чем дольше шла карьера Аптена, тем очевиднее, что он разрабатывал стратегию «один для меня, другой для них». Проекты «Один для меня» часто были документальными. Он снял два очень хороших научно-технических документальных фильма: «Вдохновение» 1997 года и «Я и Исаак Ньюон» 1999 года (выпущенный в том же году, что и фильм о Бонде). «Нелл» была одним из двух полнометражных фильмов, выпущенных Apted в 1994 году; другой — «Перемещение горы» — рассказ о событиях, приведших к протестам на площади Тианнемен в 1989 году. Два интервью со студенческими лидерами были проведены в секретных местах, потому что китайское правительство все еще включало их в списки «самых разыскиваемых». В 1992 году Аптед рассказал две истории о коренных американцах: одну научно-популярную, а другую — художественную. «Инцидент в Оглале» об убийстве в 1975 году двух агентов ФБР в индейской резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте вышел через несколько месяцев после «Громового сердца», беллетризованной версии триллера истории агента ФБР, наполовину сиу (Валл. Килмер) расследует убийство старейшины племени и бродит по лабиринту коррупции и теневых сделок с недвижимостью, похожему на «китайский квартал».

Ключом к долголетию Аптеда было его понимание поведения, которое явилось результатом его раннего успеха как режиссера-документалиста. Аптед начал свою карьеру в качестве стажера на телевидении Гранады в Манчестере. Именно там он работал над «Seven Up!» (1964), фильм канадского режиссера Пола Комптона, в котором рассказывается о 14 английских школьниках разного происхождения. Аптед был вовлечен в отбор детей и ухватился за шанс продолжить сериал с новыми частями каждые семь лет. Первой записью Аптеда в качестве директора стала «7 плюс семь». Он будет руководить каждой записью вплоть до своей смерти, в общей сложности восемь документальных фильмов, охватывающих «63 Up» 2019 года. Стирая грань между кино и телевидением задолго до того, как это стало модной темой для разговоров среди киноманов, сериал одинаково хорошо работает при просмотре в отдельных частях и последовательно, от начала до конца или в рассрочку.

Смотрите также:  Ожидается, что «Нет времени умирать», «F9», «Морбиус» и многое другое снова откладывают

У Apted было иное, более критическое представление о том, чем должен быть проект, чем у его инициаторов. И, в конце концов, это его видение определило это. «Это был фильм Пола», — сказал он.Радио Таймсв 2012 году, «но его больше интересовало создание прекрасного фильма о семилетнем возрасте, а я хотел сделать неприятную работу об этих детях, у которых есть все, и об этих других детях, у которых ничего нет». Политическая ориентация Аптена дает основу для наблюдений, которые в других руках могли бы стать бесформенными: он изначально интересовался британской версией кастовой системы и тем, как она воспроизводится с течением времени, несмотря на любые индивидуальные триумфы и трагедии, которые может пережить человек.

Но за десятилетие сериал неизбежно превратился в размышления об отношениях между рассказчиком и рассказчиком, а также о давлении, которое испытывают обычные люди, не связанные с киноиндустрией, когда становятся знаменитыми или полуизвестными. По мере того, как сериал разворачивается, некоторые предметы исчезают и снова появляются и пересказывают те же истории с новообретенным пониманием (или честностью), при этом архивы Apted всегда готовы сопоставить далекое прошлое, недавнее прошлое и настоящее. И, конечно же, сериал о времени: что он делает с нашим отношением к образу фильма, что он делает с нашими воспоминаниями, что он делает с периодом.

Основатель этого сайта считал документальные фильмы Аптеда одними из величайших достижений в истории кино и поместил «28 вверх» в свой список лучших фильмов всех времен 1991 года. Кажется уместным дать здесь последнее слово Роджеру Эберту, одному из величайших чемпионов Apted.

«Ни один другой фильм, который я когда-либо видел, лучше всего иллюстрирует таинственный и захватывающий способ, которым кино связывает время», — писал он. «Сами фильмы играют со временем, сжимая дни или годы в минуты или часы. Тогда переход к старым фильмам бросает вызов времени, потому что мы видим и слышим людей, которые сейчас мертвы, звучат и выглядят точно так же. Затем фильмы играют с нашим личным временем, когда мы возвращаемся к ним, воссоздавая для нас точно такой же опыт, как и раньше. Тогда посмотрите, что Майкл Эптед делает со временем в этом документальном фильме, который он начал более 30 лет назад… Чудо фильма в том, что он показывает нам, что семена мужчины действительно находятся в ребенке. В каком-то смысле судьбы всех этих людей можно угадать по их глазам, когда мы впервые видим их. Кто-то справляется лучше, чем мы ожидаем, кто-то хуже, кто-то совершенно сбит с толку. Но секрет и загадка человеческой личности здесь с самого начала. Этот продолжающийся фильм — эксперимент, не похожий ни на что другое в истории кино ».

Перейти в источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: