Главная » Экономика » Когда и как поднимать цены

Когда и как поднимать цены

Когда и как поднимать цены

Выпущенный в пятницу Банком России «Доклад об оценке влияния повышения основной ставки НДС на инфляцию» весьма интересен тремя моментами. Во-первых, он дает дополнительную информацию к тому, как, собственно, сам ЦБ будет реагировать на рост НДС с января 2019 года. Во-вторых, анализ ЦБ содержит косвенные наблюдения о структуре спроса в экономике, в том числе региональной, позволяющей верифицировать «цифровые» данные Росстата, Минэкономики и ЦБ на эту же тему. В-третьих, опросы ЦБ компаний о том, какой стратегии они придерживаются в вопросе повышения цен из-за роста НДС, полезны практически: большинству читателей “Ъ” из предпринимательского корпуса важен ответ на вопрос «Когда намерены повышать цены конкуренты?».

Открытого заявления, намерен ли ЦБ реагировать на ожидаемый всплеск инфляции выше уровня 4% в январе—марте 2019 года увеличением ключевой ставки, в докладе, разумеется, нет — но характер аргументации экспертов Банка России позволяет предположить, что рекомендовать повысить ставку они не будут. Если же это произойдет, то предпочтительным смотрится превентивное движение ставки. В расчетах Банка России риски сверхнормативного всплеска инфляции, генерируемые ожиданиями, выглядят сильнее, чем потенциальная прямая реакция секторов экономики на рост основного косвенного налога в РФ, при этом летом 2018 года реакция на объявленный рост НДС была, видимо, ниже ожиданий ЦБ, что делает само повышение ставки (при прочих равных) почти невероятным. Большинство опрошенных ЦБ компаний намерены повышать цены «в момент», то есть в начале 2019 года или во втором квартале — но не постфактум. Наиболее агрессивно намерены повышать цены, кроме торговли, строительные компании и сектор обработки. 25% респондентов ЦБ при опросе констатировали, что цены повышать, видимо, не будут — и вряд ли из-за нежелания.

Что же касается даты повышения цен — дело обстоит так: 14% намерены делать это уже во втором полугодии 2018 года, то есть превентивно. Соответствующее росту налоговой нагрузки повышение — это 1,7% для двух третей розничного рынка, и 60% опрошенных намерены увеличивать цены в диапазоне 1–5%. В этом большинстве половина опрошенных (23% респондентов) намерены отреагировать на увеличение НДС ростом цен в диапазоне 1–2%, а вторая (26%) — в диапазоне 2–5%. 6% энтузиастов готовы увеличить цены в первой половине 2019 года на 5–8%, 2% — выше 8%. Очевидно, что эта одна пятидесятая часть рынка уверена — спрос в начале 2019 года будет не просто высоким, а бешеным — но чем именно они торгуют, из данных ЦБ вычислить невозможно.

По материалам: kommersant.ru

Добавить комментарий