Главная » Наука » Под вулканом Сент-Хеленс нашли тектонический разлом

Под вулканом Сент-Хеленс нашли тектонический разлом

Вулкан Сент-Хеленс гораздо менее известен, чем, к примеру, кальдера Йеллоустон. Между тем это одна из самых необычных геологических формаций на Земле, которая может преподнести человечеству крайне неприятные сюрпризы.

Ученые давно обратили внимание на странное расположение горы. Она входит в систему Каскадных гор, но отстоит на 64 километра к востоку от других молодых вулканов, таких как Адамс и Рейнир, сообщает Live Science.

Причина стала известна лишь недавно. Земная кора в промежуточном регионе представляет собой цельный пласт затвердевшей и охлажденной магматической породы. Он начинается почти сразу под поверхностью и уходит вглубь на 16 километров. Благодаря этому территория сейсмически спокойна – порода выполняет роль «пробки», которая не позволяет магме вырваться на поверхность.

Новости smi2.ru

Но совсем рядом по земным недрам проходит «рубец», возникший в результате столкновения двух тектонических плит.

Сент-Хеленс – самый активный вулкан из всей группы. В 1980 году произошло извержение мощностью пять баллов, оцениваемое как катастрофическое. В древности такое же сотрясло Везувий и стерло с лица земли Помпеи и Геркуланум.

В ХХ веке, из-за удаленности вулкана от населенных пунктов, масштабных жертв и разрушений удалось избежать, но трагедия унесла жизни 57 человек.

Во время пробуждений Сент-Хеленс извергает более плотную и вязкую магму, чем его соседи. Причину этого явления постарались выяснить ученые из университетов штата Орегон (США) и Кентербери (Новая Зеландия). Они измерили электропроводимость горных пород глубоко под поверхностью. Поскольку различные породы имеют разную проводимость, так можно определить их конкретные типы.

Ученые обнаружили «рубец», оставшийся от трения прибрежной тектонической плиты Хуана де Фука с североамериканской плитой. Прямо под вулканом залегают метаосадочные породы – донные отложения, которые подверглись мощному давлению столкнувшихся плит. Структура пород такова, что магма сможет легко найти прямой путь к поверхности.

В последний раз Сент-Хеленс просыпался между 2004 и 2008 годами, отправив в небо столбы пепла. С тех пор давление в нем неспешно поднимается, но вулканологи пока не спешат делать вывод о возможности скорой катастрофы.

Ранее ученые пришли к выводу, что именно вулкан стал причиной поражения Наполеона при Ватерлоо. Извержение вулкана Тамбора вызвало глобальные погодные изменения – европейскую территорию начали заливать дожди, дороги размыло, и подкрепление не смогло вовремя прибыть к французскому императору.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ